Архив 2008, январь-июнь
О. Чайкина (архивная публикация, 1996 г.) Песни Володи Ланцберга знает не одно поколение поклонников авторской песни. Но последнее время его чаще, чем на концертах, можно встретить в начальственных кабинетах. Тихого, мягкого и ужасно настырного человека. Он пробивает свою идею, свой проект собственной новой авторской школы. Только проект этот — словно не из этой эпохи бизнеса и коммерции. Насквозь поэтичный. Как его песни. Е. Колесникова – В. Ланцберг (архивная публикация, 1996 г.) Клуб позволил ребятам стать большими, будучи еще маленькими, потому что возле них были взрослые, считавшие каждого из них личностью, равной себе. Время от времени в пространстве неформальных коммуникаций образуются уникальные точки, где постоянно, обычно в течение многих лет проходит сплошной поток, внешне напоминающий тусовку. Но только внешне. В этих точках каким-то странным образом пересекаются и общаются активисты и лидеры разных неформальных движений, между ними идет интенсивный информационный обмен, устанавливаются связи, некоторые из них превращаются в долговременное сотрудничество, а иногда приводят к синтезу новых движений. Самое близкородственное для авторского лагеря социальное явление это — общественная организация. Двойственность авторского лагеря, в том, что он с одной стороны, представляет собой в определенный период воспитательную организацию, где молодые люди воспитывают детей и подростков, а в другое время — самодеятельное молодежное объединение. История возникновения и развития некоммерческой рок-группы Михаил Кордонский, Владимир Ланцберг Книга по неформальной социотехнике, первая версия которой написана 20 лет назад, с тех пор много раз совершенствовалась. Количество бумажных переизданий (более 12, последнее в 2004 году) и индекс цитирования в интернете говорят о ее высокой востребованности. В авторскую версию для нашего сайта внесены некоторые уточнения и изменения по сравнению с републикациями в интернете. Культура взрослых является господствующей, а детская (подростковая) — субкультурой (контркультурой), при этом в специфическом языке, всей символике последней просматривается особое значение игры и романтики как самоценности существования ребенка. В правовом плане: взрослые — дееспособны, а дети — не дееспособны, или ограниченно дееспособны, поэтому детские общественные организации представляют собой объединения дискриминируемой в правовом плане группы населения. В сознании крестьянина соединялись традиционное обожествление природы с первобытной экологичностью (брать от природы можно столько, сколько потом может возобновиться); еще один весьма важный аспект отношения к природе состоит в том, что в сознании крестьянина — доминирует прагматическая ориентация. Предисловия Михаила Кордонского, Владимира Ланцберга, Геннадия Дульцева Это была совершенно потрясающая тринадцатилетняя девочка с каким-то звериным чутьём. Она нашла рукопись, наброски будущей «Технологии группы» — в клубе они лежали открыто, а может, у Берга дома, — утащила, прочитала… Приходит. «Вот что я прочла. Это правда, что вы нас хитро воспитываете исподволь? И как вы это делаете? Я тут не всё понимаю, расскажи подробней…» Определенная часть взрослых объективно исполняют предначертанное культурой — осуществляя педагогическую практику порой неосознанно, реализуя контекстуально принятые образцы жизнедеятельности — повседневности. При этом значительное число этих весьма и весьма талантливых взрослых погружены в мифологию относительно того, что и как они делают. Скорее всего, осознается «ради чего», но чрезвычайно сложно с формулировкой целей и задач. Отечественное образование словно превращено в лабиринт бесчисленными стенами взаимной глухоты — между учителями, государством, детьми, родителями, образовательными управленцами, учёными от педагогики; между различными педагогическими и культурными направлениями; между разными областями и между столицей и провинцией; между детскими садами, школами и вузами. Внешкольное воспитание возникло в середине XIX — начале ХХ века в качестве общественно-педагогической инициативы интеллигенции и предпринимателей, и предполагало введение в образовательных учреждениях дополнительных учебных дисциплин. Изначально построенное на добровольности внешкольное воспитание несло в себе потенциал продуктивного сочетания стремления взрослых дифференцировать трансляцию социального опыта и устремленности детей к самореализации в различных сферах бытия. По возрасту пятиклассникам еще бы хорошо оставаться в том кругу отношений, который сложился в начальной школе; им удобней эти формы поведения, чем подростковые. В этом возрасте дети как бы добегают до ощущения некоторой серьёзности того, что они делают. Им хочется что-то попробовать сделать, достичь результата. С удручающей регулярностью по разным неформальным сообществам гуляет проблема адекватной оплаты креативной части этих самых сообществ. Сегодня, в конце 10-х годов XXI века, эта проблема бурно обсуждается в сообществе интеллектуальных игр. «Уж сколько раз твердили миру...» Самая принципиальная вещь в монтессори-педагогике — способность не вести ребёнка, а идти за ним. Часто ведь люди идут в педагогику, чтобы получить власть над другими. Монтессори-педагог определяет себе гораздо более приниженную роль, но зато более ответственную. Он признает за ребёнком стремление к самостоятельности, он никогда не будет завязывать ребёнку шнурки и отвечать на вопросы, которые ему не задавали. У него впитался в кровь девиз, ставший уже штампом: «Помоги мне сделать это самому» . В школах по методике Френе вообще, нет класса — а есть «классная» с удовольствием всеми создаваемая детско-взрослая сообщность. Учитель математики, увлечённый фотографией, может посчитать нужным передать математические понятия через занятие детей фотографированием. Запись беседы с родителями вальдорфской школы в городе Жуковском Для нас диалог с иностранными педагогическими традициями по-прежнему экзотичен. Хотя педагогика — дело общемировое, открытия в ней точно так же становятся достоянием человечества, как открытия в физике или биологии. Но педагогические открытия требуют перевода, который сродни не переносу технического изобретения — а именно художественному переводу. Самые гениальные произведения могут становиться, но могут и не становиться феноменом национальной культуры других стран — в зависимости и от уровня переводчика, и от состояния самой национальной культуры. Но такие «переводы» не случайность — а норма национальной педагогической жизни. «Сочетательный диалог» прошёл становление на почве борьбы с неграмотностью — а через десятилетие дал едва ли не единственный в российской истории успешный опыт организации общественного высшего образования без всякой государственной или коммерческой поддержки. Кто мог тогда, в XIX веке, (равно как и в советское время) предполагать, что опыт Льва Толстого, отраженный в двенадцати томиках самодеятельного журнала «Ясная поляна» за 1862 год — окажется не меньшим культурным достоянием человечества, нежели «Война и мир». Это история о маленьком неизвестном эпизоде русско-чеченской войны 2000-хх годов. Заинтриговав таким образом читателя, мне придется сначала поговорить о банальном, а потом и вообще о скучном да еще и с обильным скучного цитированием... | Панк-мейнстрим Хоума | Інтерв’ю з Міхуїлом, вокалістом панк-фрік гурту «Абздольц» | Заряд энергии — BazooKA! | Тератома: Бей первым! | Точка невозвращения. (Воспоминания о Саше Коржове) | ReadySKA Cat — Ска! Ска! Ска! | ...«я слышу звуки, звуки, звуки в моей голове»... | Про Мао Кунга | Исповедь | Разговор с группой «Вечный приют» в днепропетровском клубе «МастерШмидт» | Памяти Егора Летова | :) Игорь Вишнякоff — позитивний неформат :) | Заказ | Питерские Снайперы в Полтаве | Вибухова енергія гурту «БОРЩ» вибила пробки у Дніпропетровську | Рок-н-ролл скорее жив, чем мертв (квартирник Александра Микитенко в Полтаве) | ДМЦ презентуют новый синг | Багатство сну | Мода «панк-стиля» — энциклопедическая справка | На основе материалов онлайновой интернет-конференции 26 октября 2007 г. | | | | | | | | | | | 26 апреля 2008 года в автокатастрофе погибла Тиви — один из самых ярких неформальных лидеров России с середины 70-х и до конца, до 2000-х. Светлая память! доктор психологических наук, профессор, зав. кафедрой психологии личности факультета психологии МГУ Перед нами — россыпь ценностных идей, которые и рождают совершенно современную — и я это слово «современную» говорю без натяжек — идеологию «Школы...» (я бы назвал её не «...саморазвития», а на своём языке «...вариативного развивающего образования»), школу, которая даёт возможность развиваться творчеству человеческой личности. | Suicidal tendecies — ответ проданному панк-року | Полтавський hardcore | Ты, и мир вокруг тебя | Дорога в Неизвестность | Філософія двох коліс | Ска шагает Украиной — Крики Пингвинов разносятся над Полтавой | Чужие тени | Alegory Of Mind | Phantazma | Coram Deo | БPPPP!!!! Металеві мрії дитинства | Generation XXX | Tribute to PINK FLOYD | Короли и Шуты, панки и коммерция | Шось | РОК-УДАР 2008 — шаг к всеукраинскому формату? | Разговор с поэтом Silver Anxell | !!! Втрачена ідея !!! | Отсутствие | Свобода | Большинство научных книг о молодежи написано взрослыми, которые находятся в этом Хоре и оттуда наблюдают. Мне кажется, что мобильный педагог может войти в группу риска и начать рисковать вместе с этой группой. В этом случае картина жизни молодежи в сознании педагога будет более реалистичной... Если взрослый, находясь в подростковой компании, ведёт себя там, как должен вести, по его мнению, порядочный человек, оставаясь подростком, находясь внутри этого возраста, тогда ему, взрослому, удастся передать подростковому сообществу формы поведения порядочных людей предшествующего поколения. "Экспрессивный диалог" и диалог-понимание. Оглядываясь на работу учителей, пытавшихся реализовать диалогическую модель образования, можно условно выделить две установки. Назовем их установкой на «экспрессивный диалог» и установкой на «диалог-понимание». ...Этот класс был словно крохотным ядром огромных вращающихся вокруг него кругов событий. К 1984-му году в Красноярском крае был запущен первый в России (и в дальнейшем так никем и непревзойдённый) региональный проект развития образования... кандидат искусствоведения, Одесса Из книги «Молодежные субкультуры: украинский контекст». кандидат искусствоведения, Одесса Из книги «Молодежные субкультуры: у
An unordered list example: