Полевые исследования
// Традиционное мировоззрение и духовная культура народов Европейского Северо-Востока. Труды ИЯЛИ КНЦ УрО РАН, Вып. 60, Сыктывкар, 1996. При публикации полевых материалов полностью сохранён авторский стиль Олега Васильевича Котова (1953-1994). Каюков Александр Дмитриевич, 1940 г.р.; Каюков Аристарх Николаевич, 1954 г.р. Праздник. Оленя забьем - вот и праздник. Его можно устраивать и летом, и зимой, когда оленя поймаешь. Собираются мужчины и женщины. Приглашает тот, чей олень будет. Намечает день, когда приходишь. Оленя забивают прямо у костра, где делали отцы, на том же месте. Этот костер только для праздника. Оленя привели, привязали, мужчины и женщины сидят возле одного костра. Затем читается молитва, материал вешается богам. Оленя поручают одному богу (ставят ему). Он принимает оленя. «Прими моего оленя, приглашай тех, кого ты хорошо знаешь, с кем ты хорошо живешь» Для женских богов - оленьих, для мужских - быков. Если нет, например, быка, а есть только олениха, то к уху привязывают ленточку (самке, например, бе-лую ленточку). Оленей посвящают Санки, Кон-ики, Явун-ики, Воих-орт-ики (который делит лосей и диких оленей, не домашних, по территориям), Ас-ики (рыбу делит), Терс-най (морской бог), Воих-орт-ики и всех зверей делит (соболей, например). Тёрс-най - морской огонь, выглядит как огонь мелькает, как в тумане, но не стихия. Она находится в море, над землей власти не имеет, только над водой. В молитвах после Санки ее имя второй произносится, хоть она и женщина (после Санки - Тёрс-най). Мых-анки - земляная мать - жена Санки. Молитва перед забиванием оленя читается не меньше часа, всех богов надо пригласить к нему, кому поручается олень. («Некоторые старики так долго читали молитву, что ноги устают»,- Александр). Если молитва кончилась, к нему обращайся ему виднее: «Пусть приходят те, с кем дружбу водишь, Вашей жизни я не знаю, где твои друзья, приглашай сам» У подземных богов только друзей мало, только у Мых-анки много. Санки оленя глушат дубинкой по затылку, потом дорезают. «У нас свой обычай, а вот ненцы, например, или тромеганские голову отрезают и молитва у них короткая, крикнул и все, а у нас в старину, если читаешь - ноги устанут,» - Александр. Потому как при молитве все стоят, шапки снимают, хоть мороз, хоть что. Мых-анки оленя забивают по-другому, чем Санки. Най-анки считается как домашний огонь, ей йир не делают. Халат делают, в огонь бросают, чтобы дети не хулиганили, чтобы в доме был порядок. К соседям ходим, соседей приглашаем, чтоб никто не смог обидеть. Тёрс-най - плот делают, чучело делают, оленя тоже режут. Куклу. Когда все кончится, оленью шкуру за плот привязывают и плот сталкивают по течению. Раньше старались выбирать оленя рыжего (красноватого) цвета, хорошего выбирали. «Когда читают молитву, уже считают, что с духом говорил, душу животного отдавал» (Аристарх). Явун-ики . Собираются к Явун-ики сейчас к Новому году, когда школьников собирают ( точного дня нет). Иначе сейчас с дальних стойбищ не могут собраться. Сейчас приезжают в основном с Большого и Малого Югана. А раньше с Тромъегана и с Пима приезжали. Оленя забивает молодежь, кого выберут люди, а молитву читают старшие ( их тоже выбирают), кто лучше чи-тает и знает. А молодой лучше забьет, чтобы оленя сразу убить, нельзя мучить. Если плохо забьешь - некрасиво как-то получается. Бог может обидеться. Неуклюжему дать, так он может с хвоста ударить. Женщина на дерево не может залазить, но может пригласить кого-нибудь из мужчин, так же как я (Александр) сейчас не могу лазить, то тоже приглашаю. Жертву приносит глава семьи (и просит за семью), если отец умрет, то приносит жертву старший сын. Женщина не может, пока мужчины есть в семье. Аристарх: Сиирты - Медведя, Лося и Бобра. Раньше на Оби медведи не жили, с теми мало общались. Медведи - Мултановы, Каюковы, Рыскины. Лоси - Ярсин, Ярсомов по Большому Югану. Пыкыт - один человек (говорят, что род пыкыт по имени какого-нибудь человека). У Аристарха - Меетики-пыкыт (отец Дмитрий). Сейчас термин пыкыт не употребляется почти. Женщи-на, уходя из своего пыкыта, входит в пыкыт мужа. Особенно на Балыке хорошо там посмотреть ямы. Балыкцы почти все умерли. Салымцы и балыкцы сорились из-за угодий, не любили друг друга. Салымцы молились своим богам, чтобы балыкцы все умерли. Главный бог верховий Салыма - Сот-тэм-тэ-ики (Сорхэм-тэ-ики). У балыкцев - Ворт-торум-ики. У каждой речки есть свой бог, а еще у каждого поселения есть свой бог, ему подчиняются. Ребенку бога определяет раньше шаман, а сейчас - родители (могут до рождения или после), может что-нибудь присниться или кто-то заболеет. Юлю я определил к Касым-ими. Поскольку она оленей много имеет. Стараются ребенка определить к сильному богу. Женские боги - к девочкам, это в основном Касым-ими и Пуус-ими. Пуус-ими дает всем детям рождение. Она везде: и на Салыме, и Югане. Пуус-анки и Пуус-ими - одно и то же. Мальчиков женским богам не доверяют, а девочек мужским богам доверяют. Есть семейные (пыкыттуих?) боги, передаются из рода в род (т.е. из поколения в поколение. Отец передает бога, оставляет младшему сыну (минорат вообще). Все передается младшему сыну. Старшие уходят, а отца-мать оставляют на младшего. Старшие могут заиметь своего бога. У юганцев в основном берут коввоих - медведя и змею. Любой мужчина и женщина из Каюковых берет медведя и змею. Они понятливы, но им может надоесть, шаман может подсказать: «Ты их смени, возьми других» У каждого Каюкова их хранят дома в священном мешке (медведь из дерева, змея из жести), который висит над изголовьем, где чаще спит глава семьи. В углу не хранят, по углам у нас женщины спят. Мужчины спят посередине. Обычно располагают ближе к левому углу, в священных лабазах. Например, Явун-ики стоит ближе к левому углу. Там его оружие, припасы. Айтонт - порода гусей. Его обзывают Тонт-ики, т.е. мужчина, убивающий много гусей (кличка, прозвище мужчины). Александра зовут Крутих-айпах (хантыйское имя Александра). Вопке-оутэ (Воотэу) - лиса-чурка как связать, не знаю. Саат-ики - (муж тети Аристарха) саад - ящик для хранения живой рыбы. Он что-то украл из него, так и прозвали. Моего деда обзывали Длинный Дмитрий дедка. Так и нас могут обзывать. Канным-сан - родня. Так юганцы и салымцы друг друга называют. Например, ко мне салымец может обратиться Кан-ным-ики. Гром гремит - это Соттэм-тэ-ики поехал на Юган, не к Явун-ики, а в Коганчиных (юртах), у него есть родственники и на Малом Югане. Считается, что салымский бог заведует громом и молнией, а Явун-ики или Кон-ики не могут. Обычно Сот-тэм-ики едет в середине лета, должно прогреметь семь громов (или гроз?-О.К.). Обычно ночью. После ее улета наступает тепло, а когда возвращается - холод, дожди и т.д. Александр: Когда на новое место приезжают, делают норы вотчининку этих мест. «Что, мол, тревожим тебя, чтобы не обижался, чтоб не отнял удачу, чтоб не заболел, мы, мол, не будем здесь слишком копаться, лишнего не тронем». Тост «Тоттанкэ-оянкэ» - здоровья и удачи. Домашний олень низкого роста. Раньше ели оленье сало. У некоторых оленей было на три пальца сала. Особенно сало у меринов, к весне сала не оставалось. Может быть и корм стал хуже - зараженные. С дикими смешались - рост маленький стал. Чистых домашних почти не осталось. Оленя при рождении посвя-щают какому-то богу. Забивают, когда старый станет.Шаманы разные бывали. У нас были шаманы. В Рыскиных был Савелий Рыскин. Александра из больницы взяли весной еще в школе учился. Повезли весной на оленьей упряжке. Вечером привезли к Савелию. Посадили на нары. Савелий был хромой, без ноги. Было 10 лет. Посадили на нары (как сейчас сидим, т.е. на место для мужчин - от входа ближе к правому углу). Начал играть на наркас-юх. Отец сказал, мол, врачи не могут вылечить. Не пел Савелий. Вдруг схватил двумя руками за ма-кушку, крутил по солнцу и потом поставил (что-то, что не знаю). Потом опять играл, но не пел. Потом перестал. Савелий вообще никогда не пел при шаманстве. Отец не спросил, «сразу спрашивать нельзя» Пока шаман сам не скажет. Только на следующий день отец пришел «Ну, чего узнал» Савелий сказал: «У него комар улетел, я его долго гонял. Душа иитс-кутс комар». Догнал Савелий комара аж под крыльцом школы догнал. Сразу я действительно выздоравливать стал. (Был слабый - аппетита нет и бледный). Хороший шаман - имн тиирт. И есть атэм тиирт - плохой шаман, который шаманит наоборот. Шаманят в обратную сторону (тырхи или пырхи - в обратную сторону). Т.е. чтобы человек заболел или чтобы у него удачи не было на охоте и т.д. Если хороший охотник обратится к атэм-тиирт, то наоборот у него удачи не будет. Как узнают шаманов - плохой или хороший? Если человек обратился, и у того ничего не вышло, или сосед обратился, зачем после этого кто-то к нему пойдет. Про хорошего шамана. Если пойдешь на охоту, он тебе сразу скажет, хорошая или плохая. Или, например, (Аристарх говорит) у тебя 20 оленей. Ты приходишь к шаману и говоришь, мол, удачи нет, какому богу поклониться. Он говорит, у тебя, мол, в стаде (сам не знает стада) бегает олень с лысинкой или нога белая. Вот его и принеси в жертву такому-то богу. Это был старик-шаман на Малом Югане - Егор Княмин. Он тоже был хромой. Он только песни пел и не играл и по солнцу крутился. У них на Малом Югане вообще оленей. На музыкальных инструментах не играл. Одежду одевали обычную, домашнюю, только сак без рукавов (?). Мухоморы ели, только я (Александр) в это не верю. Я сам пробовал до семи, мухоморы сушат. Больше 7 нельзя. Можно 1, 2, 5, 7 мухоморов. Если шаманство не идет, он может добавить. Если съел один - шаманство не идет, съедают еще 2+1 (по парам нельзя, т.е. по два гриба. Мысли уже бегают, Савелий с братом был в лесу, потом вернулся в Рыскиных, сошел с оленей домой (хлеб что ли кончился). Брат его в лесу ждал. Была у него у Савелия лыжная палка вместо костыля (вместо ноги). Когда брат вернулся, спросил: «Ты дома ночевал?» «Нет»,- отвечает тот, сразу в лес вернулся. Потом вспомнил, что половину мухомора съел и в нарте уснул. Ему приснилось, что кто-то его заставляет отрезать свою голову. Проснулся, а нож в руке около своей шеи. Это бог его заставлял за то, что он ни за что, ни про что съел мухомор (без дела, да еще и половинку - О.К.). Какой бог, не знают. Ну, мол, к какому богу он обращался. Шаманы в жизни вели обычный образ жизни - охотились, рыбачили. Для себя они не могли просить чего-то у богов, только для людей. Даже у одного двое детей умерло, но он не просил у богов. Но удачи в промыслах они просят. Если у шамана нет удачи в охоте или в рыбалке, то люди начинают его считать атэм-тиирт, значит, где-то он ошибки совершил. Если удачи в промыслах нет, но людей хорошо лечит, то имн-тиирт. Люди ему все равно помогают. Савелий с детства без ноги. Один, Василий, его через голову бросил, он ногу-то и сломал, вывернулась она. А врачей не было, а люди боялись. Вот он дома лежит-лежит, думает: умереть или повеситься. Раньше окон не было, а только дырки были в потолке. Он смотрит: куклы приходить начали. Куклы - лесные божки, маленькие такие. Родители приходят, ничего не видят. Потом Савелию надоело молчать, он сказал: «Ко мне куклы приходят, бегают вокруг, в окошко приходят». После этого они, куклы, перестали приходить. А он уже начал различать, кто из них кто.Вот мать рассказывала: на Югане если что потеряешь или кто заболеет, обратишься к шаману. Он свет тушит, боги приходить начинают и говорят меж собой. Голоса разные. Спрашивают: «Ты кто, ты откуда сошел» Он говорит: «с КАТ КОН» (маленькое отверстие в дереве - дупло? - О.К.) Только главное, что бы никто ничего плохого не сделал.
An unordered list example: