Выпуск июнь 2000
СО ВТОРОГО МЕЖДУНАРОДНОГО ФЕСТИВАЛЯ АРХИТЕКТУРЫ И ДИЗАЙНА ИНТЕРЬЕРА В конце марта-начале апреля в "Доме на Брестской" прошел Второй Международный фестиваль архитектуры и дизайна интерьера "Под крышей дома…", организованный Мосархинформом, клубом "Дак-Декор" и Архитектурной галереей. По сравнению с прошлогодней акцией нынешняя отличалась гораздо большим размахом, представительством как участников, так и конкурсантов, развитой культурной программой в виде семинаров специалистов и презентаций фирм-экспонентов, с одной стороны, и лазерного шоу, извивающихся девиц на подиуме, сменяющих друг друга музыкальных заставок и т.п. - с другой, наконец, завидной посещаемостью - все шесть дней не протолкнуться ни на одном из занятых под экспозицию четырех этажей здания Градостроительной выставки. Фестивальный каталог соответственно подхватил эту обнаружившую себя тенденцию "повышения жирности", распух до 152 страниц и явно вырос в полиграфическом отношении. Говоря о конкурсном разделе, собравшем работы более семидесяти архитекторов и дизайнеров из различных российских регионов, среди них - несколько из стран СНГ и Западной Европы, следует отметить его достаточно высокий средний уровень, отличающий Фестиваль интерьера от Фестивалей архитектуры - и московского, и особенно всероссийского. Вероятно, это объясняется как целенаправленной предварительной селекцией работ, проводимой организаторами, так и объективным состоянием данного раздела архитектурного творчества, связанным с рядом обстоятельств - его наибольшей коммерциализацией (в хорошем смысле), отнесением в основном к области частного заказа, преимущественным вовлечением в эту сферу молодых архитекторов и др. В то же время большую часть представленного характеризует похожесть, практическая неотличимость одних стендов от других, творческого почерка одного проектного бюро от другого, соседнего. Излюбленные дизайнерские ходы и решения - открытые в интерьер стандартные металлические ферiы и балки, потолки с волнообразными перепадами, акцентируемыми специальной подсветкой, двери "в решеточку", подсвеченные колонны и пр. - переплывают от стенда к стенду, смазывая авторскую индивидуальность. Хотя, возможно, это движение "единым фронтом" является показателем развитости, зрелости профессии? Замечу, однако, что и самоповторение, иначе - наличие и воспроизведение характерной творческой манеры - возьмем, к примеру, экспозицию М.Филиппова и "Ленполпроекта" с ее неизменно антикизирующими сюжетами и филигранной акварельной подачей - отнюдь не обеспечивает пожизненное признание. Среди этот мощного потока достаточно качественной профессиональной продукции глаз выхватывал экспозиции-"одиночки", как бы "гуляющие сами по себе", вне доминирующего мэйн-стрима. Во-первых, это стремящийся, но не всегда достигающий цельности - формально-пластической и цветовой - учебно-воспитательный комплекс для детей, страдающих ранним аутизмом, на улице Кашенкин Луг (архит. А.Чернихов при участии Н.Щербаковой, констр. М.Кармин) (в данном случае интерьеры вряд ли можно рассматривать в отрыве от объема), интерьеры загородного дома (архит. Козырь дядя Леша), построенные на одном приеме - авторском любовании той или иной хай-тековской штуковиной (в этой роли могут выступать лестница, камин или кровать) на фоне минималистских белых оштукатуренных стен (представленный на выставке фоторяд намеренно выдержан в "вопрекистской" черно-белой гамме), кафе-клуб "Бункер" на Тверской улице (архит. Ю.Коник, В.Козлов), где подвал с сохранившимися древними сводами обретает честный и простой - иногда очевидно наигранный - образ, создаваемый выкрашенными в локальные цвета мебелью и утварью с их элементарной геометрией, барными стойками с "гербариями" из предметов домашнего обихода, упрятанными под стекло, якобы на скорую руку скроенным кожаным кожухом, вбирающим в себя инженерные коммуникации, холщовыми занавесями с подвязками, скрывающими исподнее стойки бара, и т.п. Во-вторых, авторские дизайн-объекты - напольный офисный светильник-знак от "Рождественки", бра-бинокль от "Ар-Депо", эпатирующие внеутилитарные артефакты от "Дизайн-лаборатории" В.Фрейденберга и др. В-третьих, образцы изобретательного эксподизайна - в частности, выполненный по проекту А.Надточего и В.Бутко стенд компании "WK Interior" с его подчинением внешнего формального хаоса внутренней логике функционирования выставочного организма. Наконец, в этот вполне личностно окрашенный выхваченный стоп-кадр выставки затесалось научное исследование возможных приемов восстановления и реконструкции пространств дома М.Гинзбурга, выполненное группой "Архитектурные технологии" в составе П.Захарова и М.Куренного и сознательно диссонирующее с царящей на выставке атмосферой буржуазного просперити, а точнее - пира во время чумы, опускающее посетителя, возбужденного разыгравшимся зрелищем, на грешную землю. (Любопытно, что на этот отрезвляющий момент экспозиции, это принятие на себя молодыми архитекторами роли юродивого не обратил внимание ни один из авторов попавшихся мне на глаза рецензий на выставку). Состоявшийся Фестиваль наглядно продемонстрировал, что существующие две конкурсные номинации - "Лучший жилой интерьер" и "Лучший общественный интерьер" - абсолютно не в состоянии покрыть все экспозиционное многообразие, всю разношерстность представленных подходов и жанров. Вряд ли стоит ужесточать правила подачи материала - скорее следует решительно расширить число номинаций по примеру того же "Зодчества" или "Золотого сечения" - разумеется, с учетом интерьерной специфики. Это могут быть "Лучшая реставрация", "Лучший концептуальный проект", "Лучший дизайн-объект", "Лучший стенд" и др. Впрочем, организаторы, вероятно, сами почувствовав возникший разрыв, по ходу дела ввели дополнительную номинацию "Дизайн детали" и целую серию специальных призов. Остается сожалеть, что Московское Архитектурное Общество, как и в прошлом году, приняло весьма скромное участие в Фестивале. Более того, открытие выставки одного из членов МАО Александра Галкина на фабрике V.I.P., надо думать, неспроста совпало со сроками проведения официального мероприятия. Подобный эскейп, вероятно, имеет целью служить живым укором организаторам Фестиваля, однако в любом случае наблюдаемое показное размежевание, если не противостояние, вряд ли работает во благо профессии... Здание Московской городской Думы в Рахмановском переулке Московские архитекторы Михаил Посохин, Виктор Лапин и Арсений Талалаев комментируют свою последнюю постройку. Застраиваемый участок расположен в глубине квартала, образуемого Петровкой и Неглинкой с запада и востока, Рахмановским переулком и Петровскими линиями с севера и юга. На этом месте находилось 3-этажное здание - ничем не выдающийся образец фоновой застройки. Северную стену обветшавшего дома было решено сохранить, интегрировав в структуру нового здания. Высотность была определена габаритами окружающей застройки - 7 этажей. Застраиваемое пятно определялось конфигурацией двора и в общем следовало очертаниям исторического здания. Планировочная структура в основном воспроизводит офисную коридорную схему. На первом этаже размещается вестибюль с гардеробом, помещения охраны и службы. Со второго по пятый этажи расположены кабинеты депутатов; в уровне пятого этажа предусмотрен переход, связывающий новый корпус с существующим. Верхние два этажа занимает двухсветный зал заседаний, имеющий круглую в плане форму, находящую отражение на южном и северном фасадах в виде мощных эркеров. Седьмой этаж, открывающийся в зал совещаний, отдан журналистам и общественным наблюдателям. Объем здания воспринимается лишь на ближайших подступах, предполагает круговой обход, в то же время имея преимущественный сектор обзора, а именно - с северо-запада и запада, со стороны основных подходов. Соответственно этот угол здания оказывается пластически артикулированным, как бы стягивая на себя архитектурные импульсы. Что касается интерьеров, они выполнены в строгом ключе, не предполагающем стремления обратить на себя внимание. Архитектура нового здания Московской Думы, рожденная на пересечении взаимоисключающих посылок, несет на себе отпечаток этой многофакторности и противоречивости изначальных обстоятельств, - заключают авторы. Здание МИД на Смоленской площади в процессе реставрации Комментарий архитекторов мастерской N12 "Моспроекта-2" Андрея Оболенского и Сергея Горячева к проекту реставрации и реконструкции одной из сталинских "высоток" конца 40-начала 50-х гг. - здания Министерства иностранных дел, являющегося памятником архитектуры советского периода. Предлагается развернутая историческая справка развития данной территории начиная с ХVII в. до наших дней, подготовленная Е.Никулиной и И.Крымовой. Авторы проекта подробно останавливаются на материалах обследования здания, а также предложенных реставрационных и реконструктивных мероприятиях. За почти полувековой период эксплуатации здания МИД частичному износу подверглась его конструктивная основа, еще больше пострадала наружная отделка здания и интерьеры, некоторые из которых утрачены, инженерное оборудование большей частью амортизировано и морально устарело. Реконструкция строительных элементов предполагает замену сгораемых междуэтажных перекрытий на несгораемые, приспособление чердачных помещений кровли под технические этажи, реконструкцию лестниц и др. Особое внимание уделяется ремонту и усилению несущего каркаса высотной части, а также ремонту шпиля. Внутренняя планировка меняется незначительно по двум причинам: во-первых, интерьеры здания, как и здание в целом, являются памятником архитектуры, а во-вторых, это не требуется функционально. Значительные повреждения претерпели фасады здания. Если площадь плоских участков керамической облицовки, нуждающихся в ремонте, можно оценить в 20-25% от общей, то число поврежденных керамических блоков на карнизах и парапетах составляет 80-90%. В последнем случае речь должна идти практически о полной замене керамики. Архитектурные детали из бетона и гранита требуют дополнительного укрепления и реставрации. То же относится к гранитной облицовке цоколей и порталов входов. Замены требует оконная столярка. При реставрации интерьеров здания следует исходить из необходимости сохранения их образа как уникального памятника архитектуры сталинского периода. Интерьеры, утраченные в ходе плановых ремонтов, частично подлежат восстановлению - как, например, интерьеры центральных лифтовых холлов, в отдельных случаях это не представляется возможным. К реставрационным работам приступили в конце минувшего года; к июлю-августу первая очередь должна быть сдана заказчику. Проект реконструкции поликлиники по улице М. Якиманка Московский архитектор Илья Панфилов комментирует свою последнюю работу. Застраиваемый участок расположен в Замоскворечье, в зоне градостроит
An unordered list example: