О Романько Белорусская Краевая Оборона февраль июнь 1944 г К

О. Романько - Белорусская Краевая Оборона (февраль - июнь 1944 г.). К вопросу о некоторых аспектах немецкой оккупационной политики на територии СССР Постановка проблемы. Долгое время большинство вопросов, связанных с немецкой оккупационной политикой на территории СССР, не могли быть предметом серьезного исследования. Одним из таких вопросов, не нашедших, по разным причинам, должного отражения в научной литературе, является история так называемой Белорусской краевой обороны (Беларуская краевая абарона; БКА), созданной националистами при активной поддержке немецких оккупационных властей. Несмотря на свой локальный характер, значимость этого воинского формирования выходит далеко за белорусские рамки. Дело в том, что это была уникальная в своем роде организация, так как ни до, ни после нее немцы не пытались привлечь население оккупированных территорий в создаваемые ими части и соединения путем полноценной призывной кампании. С другой, белорусской, стороны, это была единственная в своем роде попытка на оккупированной территории СССР создать свои, несоветские, национальные вооруженные силы и также по всем правилам военной науки. Научное и практическое значение данной темы заключается в том, что введенный в научный оборот документальный материал, методология изучения проблемы, теоретические выводы и обобщения могут быть использованы для дальнейшего изучения данной или смежной проблематики. Нельзя сказать, что проблема не нашла за последние 50 лет своего отражения в историографии второй мировой войны. Ее в своих исследованиях упоминали, как советские, так и белорусские эмигрантские авторы (см., например, работы В. Романовского, Л.В. Аржаевой, К.О Романько Белорусская Краевая Оборона февраль июнь 1944 г КИ. Доморада, И.М. Игнатенко, Ю. Вицбича, В. Шнека и Л. Юревича). Однако у всех этих авторов явно прослеживается одна и та же, хотя и разнонаправленная, тенденция: либо принизить роль этого воинского формирования, низведя его участников до уровня обычных предателей, либо поднять эту роль до таких высот, какой она не мыслилась даже создателям БКА. Что касается современной историографии Республики Беларусь, то в ней, фактически без концептуальных изменений, сохранились оба эти направления (см., например, работы А.К. Соловьева, Т. Клыковской, А. Гордиенко и С. Ерша). Единственным их отличием от предыдущего этапа историографии является введение в научный оборот нового фактического материала, тогда как по-прежнему напрочь отсутствует анализ БКА как явления военно-политической истории второй мировой войны . В связи со сказанным, целью данного исследования является научное обоснование тезиса о том, что БКА являлась уникальным в своем роде воинским формированием в составе иностранных добровольческих частей германских вооруженных сил, и, в связи с этим, осмысление ее военно-политической роли в немецкой оккупационной политике на территории . выяснить политические и военные причины, которые привели к созданию БКА; проанализировать систему ее боевого применения, и те причины, которые оказывали на нее влияние. 22 января 1944 г. на первом заседании Белорусской центральной рады (БЦР) ее президент Р. Островский заявил, что главной задачей этого нового белорусского политического органа является организация белорусских сил для борьбы с коммунистическими партизанами и, вообще, с большевизмом. Естественно, что такая борьба в первую очередь должна была быть вооруженной. Солдаты Белорусской Краевой Обороны На тот момент в Белоруссии существовала вспомогательная полиция, в разных частях которой проходило службу около 20 тыс. человек. Однако ее только с большой натяжкой можно было назвать "белорусскими вооруженными силами", так как она целиком находилась в распоряжении немецких полицейских властей. Кроме того, было еще несколько батальонов белорусской самообороны, которые находились в стадии расформирования. Поэтому, после ряда совещаний, постановила создать вооруженные силы, которые, хотя бы и подчинялись немцам, однако имели бы ярко выраженный белорусский национальный характер. Новые белорусские формирования должны были создаваться одновременно и по принципу самообороны и современных вооруженных сил. В конце концов, это и обусловило их название - Белорусская краевая оборона . Следует сказать, что генеральный комиссар "Белоруссии" СС-группенфюрер К. фон Готтберг сразу согласился на создание БКА. По его мнению, а также, по мнению командующего войсками вермахта в генеральном округе "Белоруссия" генерала-от-кавалерии Роткирх-унд-Трах, новые белорусские формирования должны были сменить немецкие охранные части в тылу и вместо них вести борьбу с партизанами. Если же организация БКА пошла бы удачно, то ее наиболее подготовленные части можно было бы использовать и на фронте . В начале февраля 1944 г. началась разработка планов по организации БКА. Поскольку ни немцы, ни, тем более, белорусы, не имели опыта проведения подобных мероприятий, то сразу же возникла дискуссия: организовывать БКА по принципу добровольности или путем мобилизации. В конце концов, было принято решение, что БКА будет организована путем проведения призывной компании . Чтобы провести в тех условиях мобилизацию на должном уровне, было необходимо организовать Штаб БКА, который бы подготовил план мобилизации, и создать военно-административные органы по всей территории генерального округа, которые бы смогли ее провести. Что касается прав и обязанностей немецкой и белорусской сторон в деле организации и использовании БКА, то уже в самом начале между БЦР и соответствующими немецкими органами начались разногласия. Немцы считали, что обязанностью БЦР является только провести мобилизацию, а руководство БКА должно принадлежать им. С этим не соглашался Островский, который считал, что после мобилизации в руководстве БКА должен принимать участие и БЦР, посредством специально созданного для этого штаба. В конце концов, после долгих споров, было решено, что при БЦР будет создан специальный отдел БКА, который подготовит мобилизацию, проведет ее и будет сотрудничать со штабом фюрера СС и полиции "Белоруссии" фон Готтбергом по вопросам пропаганды, материального обеспечения, медицинского обслуживания и военной подготовки. При этом решение всех вопросов оперативного характера возлагалось исключительно на штаб фон Готтберга. Кроме того, было договорено, что он принимает на себя обязанность вооружить БКА, а БЦР будет заниматься вопросами ее обмундирования . Приблизительно во второй половине февраля 1944 г. все эти вопросы были обговорены. Можно было приступать к разработке плана мобилизации и ее проведению. В первую очередь был создан Штаб (или, как его называли немцы, отдел) БКА. Его начальником Островский, по согласованию с фон Готтбергом, предложил стать "главному опекуну" белорусской полиции майору Ф. Кушелю . Сразу же после своего назначения, он начал готовить план мобилизации, который был составлен на основе обработки проектов, поступавших в штаб БКА с января 1944 г . Другим важным делом было создание военно-административной сети для проведения мобилизации в БКА. По замыслу Кушеля, на местах ее должны были проводить специальные уполномоченные штаба - окружные начальники БКА: в Слуцком округе - младший лейтенант С. Шнек; в Барановичском округе - лейтенант в Слонимском округе - И. Дакиневич; в Новогрудском округе - капитан в Глубокском округе - лейтенант И. Зыбайло. Из них первые двое были кадровыми офицерами Красной Армии, а остальные младшими офицерами или унтерофицерами Польской армии. Практически все окружные начальники БКА были, по словам Ф. Кушеля, "людьми молодыми, в военном отношении слабо подготовленными, и без жизненного опыта". Однако их главным достоинством было то, что все они были "преданы белорусскому национальному делу" . В подчинении у каждого окружного начальника находились районные начальники БКА. По всем вопросам, касающимся мобилизации в БКА, окружные офицеры должны были сотрудничать с окружными представителями БЦР, на которых лежала главная ответственность по ее проведению. Согласно инструкции Штаба БКА, эти представители, совместно с окружными и районными начальниками БКА, должны были на местах выбрать командиров ее будущих подразделений . 23 февраля 1944 г. состоялось совместное заседание руководства БЦР, штаба фюрера СС и полиции "Белоруссии", а также местных представителей БКА и немецкой полиции. На этом заседании адъютант начальника штаба фон Готтберга зачитал приказ о создании БКА. После оглашения приказа возникла небольшая дискуссия о технике проведения мобилизации, и была установлена ее дата - 10 марта 1944 г . Согласно приказу фюрера СС и полиции, мобилизация в БКА должна была проводиться только на территории генерального округа "Белоруссия", за исключением округа "Лида" и округа фюрера СС и полиции "Припять". Кроме того, в созданных немцами так называемых "оборонных деревнях", также было запрещено проводить мобилизацию . Призыву подлежали все бывшие офицеры и унтер-офицеры Красной и Польской армии в возрасте, соответственно, до 57 и 55 лет. При этом в приказе обговаривалось, что они могут быть освобождены от мобилизации, "если находятся на руководящих должностях или работают специалистами в немецких учреждениях" . Призыв рядового состава начинался через три дня после окончания мобилизации и инструктажа офицеров и унтер-офицеров и должен был охватить следующие возраста: с 1908 по 1917и с 1921 по 1924 годы рождения. Возраста с 1925 по 1927 годы рождения подлежали призыву во вспомогательные службы военизированной организации Союз белорусской молодежи (СБМ) . Призыв в БКА продолжался с 10 марта по 15 апреля 1944 г. Согласно первым приказам Штаба БКА, в каждом районе планировалось организовать по одному батальону, личный состав которых должен был насчитывать 600 человек. Со временем, если ситуация на фронте изменилась бы в пользу немцев, должны были быть проведены новые призывы, в результате которых были бы организованы полноценные Белорусские вооруженные силы . Согласно донесениям окружных представителей БЦР и окружных начальников БКА, на призывные пункты явилось около 40 тыс. человек. Однако мобилизация такого количества человек могла сорвать работу промышленных предприятий. Поэтому немецкие окружные комиссары, под разными предлогами, отсеяли около 50% мобилизованных. В результате, в семи округах генерального округа "Белоруссия" было сформировано следующее количество батальонов: Минский округ - 6 батальонов (2358 чел.); Слуцкий округ - 5 батальонов (3982 чел.); Новогрудский округ - 4 батальона (2047 чел.); Барановичский округ - 8 батальонов (6495 чел.); Глубокский округ - 4 батальона (2910 чел.); Вилейский округ - 4 батальона (2414 чел.); Слонимский округ - 3 батальона (1423 чел.). Всего, таким образом, к 20-м числам апреля 1944 г. было сформировано 34 пехотных батальона, личный состав которых насчитывал 21629 офицеров, унтер-офицеров и рядовых . Следует сказать, что, помимо мобилизации, в БКА были также переведены несколько подразделений белорусской полиции, в результате чего было сформировано еще 5 пехотных батальонов. Поэтому, к концу мая 1944 г. в составе БКА насчитывалось 39 пехотных батальонов . В ходе мобилизации выяснилось, что в каждом округе немцы отбирали часть людей, признанных годными к военной службе, и передавали их в распоряжение военно-строительной "Организации Тодта". По этому поводу президент БЦР подал протест в генеральный комиссариат. Свои действия немцы объяснили тем, что им была необходима рабочая сила для ремонта дорог в Белоруссии. Чтобы найти компромисс и не нарушать первоначальных условий по созданию БКА, было принято решение об организации из этих призывников 12 саперных батальонов. После своего создания эти батальоны должны были полтора месяца находиться в распоряжении командующего войсками вермахта в Белоруссии, а потом войти в состав БКА. При этом, саперные батальоны должны были быть обмундиров

An unordered list example:

Используются технологии uCoz