Пелопоннес июнь 2009 : greek.ru

В июне 2009 мы с женой предприняли автомобильное путешествие по Пелопоннесу. Я условно назвал эту поездку «Пелопоннес исторический», основной целью которой было посетить наиболее значимые для любого, увлекающегося древнегреческой историей, человека места. Отсюда и соответствующий выбор – Пелопоннес – сердце греческого мира, где развернулись основные перипетии греческой истории с III тыс. до н. э. и до потери греческими государствами независимости при наступлением Римской империи. С Пелопоннесом связаны как большинство событий греческой мифологии так и уже «исторического периода»: микенской цивилизации, «темных веков», архаики и классического периода. Все это хотелось дополнить и природными достопримечательностями и частичкой пляжного отдыха, что конечно не должно было препятствовать генеральной линии путешествия. Исходя из этого, мы наметили к посещению следующие достопримечательности: • Лакония, где находилась легендарная Спарта • известная пещера Диру, которую греки считали входом в Аид Это обязательная программа, произвольная – по обстоятельствам. Естественно, это далеко не полный список мест на Пелопоннесе, достойных внимания, но, посидев с картой и в Интернете, мы рассудили, что больше за две недели вряд ли успеем. Несколько лет назад мы уже были на Пелопоннесе с экскурсией, но заезжали только в Олимпию, Микены и Эпидавр, к тому же в режиме жесткой экономии времени (как это и всегда бывает, когда едешь с экскурсией), поэтому было большое желание посетить эти места снова самостоятельно. Северо-западную часть полуострова с Патрами мы исключили из маршрута, так как под основные цели путешествия она не попадала: Патры город новый, к тому же были мы в нем уже. Существует еще один интереснейший Пелопоннес – «Пелопоннес Византийский» или даже правильнее «Пелопоннес средневековый», но к своему стыду, я пока очень слабо знаком с замечательным византийским периодом истории Греции, поэтому, за исключением Мистры, решили этой тематики не касаться. Более того, хочется сделать это темой для отдельного путешествия, но сначала нужно как следует подготовиться Хочу выразить благодарность всем знатокам и путешественникам, я всегда внимательно прочитываю все отчеты о поездках, выложенных на сайте. Отдельное спасибо Андрею Гриневу, его рассказ о поездке по Пелопоннесу я изучил особенно тщательно и воспользовался многими советами. Свое путешествие мы решили построить следующим образом: чтобы каждый день-два не менять гостиницы и не переезжать, избрали базовые места проживания, в которых планировали жить по два-четыре дня и от которых недалеко до основных целей нашего путешествия. Свой выбор мы остановили на Мистре, Монемвасье, Кипариссии и Толо, на последний день отель не бронировали, оставив за собой свободу выбора. Заканчивая вступительную часть, хочу подчеркнуть, что все впечатления являются исключительно личными и несогласных с ними прошу не обижаться (мир прекрасен разнообразием мнений). Суббота 13 июня. Летели авиакомпанией Blue1: Хельсинки-Афины, авиабилеты приобрели еще в декабре. Прилетели в пятницу 13 июня в районе восьми вечера, остановились на ночь в отеле Sofitel прямо в аэропорту. К сожалению, он там единственный и потому очень дорогой - пятизвездочный, взяли самый дешевый номер, нам нужно было только переночевать, но все равно стоило 165 евро, причем в эту цену не входил даже завтрак. К слову, континентальный завтрак (то бишь кофе и булочка) предлагался по цене 11 евро с человека. Спасибо MacDonald’s: сделка с совестью конечно, но зато 10 евро за двоих и в желудке сохраняется в течение 14 часов. В качестве компенсации – прекрасный вид из окна MacDonald’s на взлетно-посадочную полосу с взлетающими и садящимися лайнерами. Воскресенье 14 июня. К 11 утра пришли на стойку National&Alamo за машиной. Всего в аэропорту представлено шесть стоек: Нам дали Suzuki Swift: обошлась за все время с 14 по 27 июня в 336 евро. Тут, правда, мы немного отличились, у нас не было кредитной карты, только дебетовая, на которой не хватило сумму на оплату машины и залога, поэтому предложили расчет и залог наличкой чем естественно удивили девушку на стойке. В итоге она сказала, что оплата должна все-таки идти по карте, а залог могут взять наличкой, на том и сошлись, пришлось оставить 600 евро. Забегая вперед, скажу что все было в порядке, вернули залог нам без всяких проблем. Через две недели девушка нас тут же вспомнила, сказав что: да она помнит нас, ведь такое у них бывает нечасто (ох уж эти загадочные русские), еще и разменяли нам 500-сотенную купюру. Кстати, маленькое лирическое отступление по поводу 500-сотенных купюр: получить по ней сдачу в Греции практически нереально. Помню на Крите прошел пол-острова, прежде чем в одном универмаге мне наскребли с нее сдачу, долго проверяли бумажку «на зуб». В отеле мы платили 300 евро, нам еле нашли 200 евро (все пятисотенные купюры живут в России). Следующую 500-сотку мы уже пошли менять в банк. Стоянка Rentcar находится направо от аэропорта примерно в 200 метрах, а главное прямо тут же начинается национальная автострада, которая ведет до Триполи, это около 250 км. Потом по обычной дороге еще примерно 60 км до Мистры. Я доехал за 3,5 часа, причем до Триполи - за 2 часа, остальное ушло на оставшиеся 60 км: не то что бы это очень сложная дорога, но почти на всем ее протяжении шли ремонтные работы с ограничением скорости, а я как-то побоялся в первый же день серьезно нарушать скоростной режим. В Мистре остановились на день в хорошо известном всем отеле Byzantion: на мой вкус за 60 евро вполне нормальный отель, особенно с учетом того, что больше чем на 1-2 дня в нем никто и не останавливается. Но виды из него действительно замечательные: с балкона - холм с крепостью и Тайгетом на заднем плане, из другого окна – прекрасный вид на долину Лакония. Парковка – в небольшом апельсиновом саду, очень кстати пришелся и бассейн: искупались и позагорали, не хватало только моря. Сама деревня Мистра совсем небольшая: несколько таверн, пара магазинчиков, пара сувенирных лавок со скудным ассортиментом, но и туристов почти не было. В нашем отеле было занято номера 3-4, не больше. Есть в Мистре еще один отель Pirgos, он «светится» в booking, 5 звезд, дорогой, мы видели его, когда гуляли по деревне, но показалось, что в этот момент он стоял пустой, во всяком случае, вокруг было как-то безжизненно. В булочной произошел довольно забавный эпизод: продавщица, заговорившись с подругой, стала пробивать нам товар по более низким ценам, чем было написано на ценниках, видимо, как для местных, потом, спохватившись, стала перебивать, долго возилась с кассой. Мы посмеялись. Понедельник 15 июня. Рано утром, рассчитавшись в отеле, поехали осматривать замок (открывается он в восемь утра) и правильно сделали, что поехали пораньше: во-первых, было еще не жарко, а во-вторых, практически не было туристов, только попозже стали появляться какие-то группы. По совету «бывалых» начали с верней части, потом вышли и спустились на машине к нижнему входу. Времени на осмотр нужно довольно много: часа три-четыре минимум. Место очень приятное, чувствовали себя уютно и спокойно. Я совершенно не склонен к мистицизму, но в Греции бывают такие места, попадая в которые ощущаешь спокойствие и умиротворении, и не хочется уходить. Но к 12 дня стало жарковато, а нас еще ждал переезд в Монемвасию. Мистра хорошо и подробно описана в Интернете, поэтому не буду повторяться. Из своих впечатлений хочу отменить большое количество хорошо сохранившихся фресок в церквях. Немного видов Мистры Церковь Святой Софии Здесь короновался Константин Палеолог В действующем женском монастыре купили икону, несколько монахинь сейчас единственные обитатели древнего города. И еще: в деревне мы заметили табличку с картой проложенных по горам туристических троп, предлагаются пешеходные прогулки по Тайгету по специально подготовленным маршрутам. Жена расстроилась, ей очень хотелось совершить такую прогулку, но заранее мы об этом не знали, а то бы задержались на день, думаю, было бы здорово совершить такой вояж. Спарта была одной из основных целей нашего путешествия, при этом я прекрасно знал, что осматривать там практически нечего. Что касается современного города Спарта, то всем хорошо известно, что к той, древней Спарте, он не имеет никакого отношения, кроме названия. Основан он был в 19 веке, уже после образования новогреческого государства, примерно (еще раз подчеркну – примерно) на том месте, где находилась древняя Спарта. От той - древней Спарты на данный момент предъявить почти и нечего, несмотря на многочисленные попытки найти какие-либо артефакты, а искали давно и искали хорошо, в том числе и основательные немцы во время оккупации Греции. На самом деле искать-то и нечего было изначально: хорошо известно, что городом (во всяком случае, в нашем «территориальном» понимании) Спарта не была, все источники однозначно называют Спарту группой из пяти близко расположенных деревень, лишенных фортификационных защитных сооружений (стенами им, как известно, служила их храбрость) и видимо каких-либо монументальных каменных построек тоже. Были естественно храмы и какие-то сооружения общественного характера, может быть даже каменные. Насколько я понимаю, на данный момент найден, точно идентифицирован и хорошо изучен только храм Артемиды Ортии (Орфии), бывший, видимо, одним из основных центров культовой жизни Спарты: там еще проводились известные порки розгами спартанской молодежи. Конечно, не исключается еще вероятность в будущем каких-то открытий, но невысокая. Храм Артемиды Ортии (Орфии) Таким образом, любителям спартанской истории можно насладиться прекрасными видами долины Лаконии, очень красивыми горами хребта Тайгет, в одно из ущелий которого спартанцы сбрасывали больных младенцев и преступников (про младенцев – скорее всего миф, а остатки 46 взрослых скелетов в ущелье действительно нашли), рекой Эврот, небольшим археологическим музеем, ну и фундаментом храма Артемиды Ортии, наверное и все. Есть, конечно, еще Акрополь, но там сверху в римский период понастроили. Имеются также развалины театра римского периода (довольно вместительного), фундамент храма, предположительно посвященного Леониду (эллинистического времени) и еще некоторые мелочи. Остатков дворцового комплекса микенского периода. т.е. дворца Менелая и Елены, насколько я знаю не обнаружено. Впрочем, он мог и не сохранится благодаря интенсивной жизнедеятельности в последующие периоды, хотя другие следы микенской эпохи в Лаконии есть. Археологический музей в Спарте совсем небольшой на два зала. Большая часть экспонатов как раз найдена при раскопках храма Артемиды Ортии. Интересные глиняные маски явно культового характера Если меня бы в такой выпороли, я бы наверное умер, если не от порки, то от нечеловеческого ужаса точно. Известный бюст гоплита, (как обычно предположительно Леонида) и бюст девушки (уже римский период) Имеется также небольшая подборка скульптур и мозаик уже римского времени. Музей находится в небольшом зеленом сквере с мандариновыми деревьями в центре города, изрядно кстати замусоренным. Мы еще попросились в музее в туалет, служительница сказала, что у них в здании нет, нужно выйти и куда-то налево. Мы ничего не нашли, может она имела в виду, что нужно просто завернуть за угол? Судя по чистоте сквера, все так и делают. В целом всеобщее интернетовское мнение о современной Спарте как о крайне неприятном городишке полностью подтвердилось: грязный, пыльный, шумный и почти лишенный зелени город, прямо-перпендикулярные улицы выдают застройку 20 века, и совершенно отсутствует очарование обычно присущее греческим провинциальным городам. Судя по всему, приличные спартиаты в городе и не живут: когда мы выезжали из города, то довольно долго ехали мимо очень неплохих и явно не дешевых вил. Я еще до поездки вычитал в Интернете, что возле Спарты «обитаются» цыгане и действительно что-то похожее на ее улицах мы видели. Как предупреждал человек со ссылкой на местного грека, живут они как раз недалеко от ра